История бренда

Компания «Sanrio» появилась в 1960 году, когда Синтаро Цудзи решил подарить людям хоть немного радости после тяжёлых и долгих лет войны. Девизом новорожденной компании стал «Маленький подарок – большая улыбка», и Цудзи действительно удалось воплотить его в жизнь – из магазина практически никто не уходил с пустыми руками: покупатели уносили в подарок своим любимым и близким маленькие подарочки – открытки, недорогие игрушки и прочие такие любимые мелочи.

Проходило время, компания росла, расширяя свой ассортимент (в частности, добавились смешные плюшевые игрушки и куклы для девочек), но чего-то не хватало. Не хватало самой малости, чтобы шагнуть из узкого «подарочного» сегмента в большой бизнес, и этой малостью стала маленькая белая кошечка, которую полюбило множество людей по всему земному шару и, которая подарила множество улыбок людям всех возрастов и национальностей. Новый «кошачий» бренд требовал запоминающегося названия и, в конце концов, руководство решило остановиться на «Hello Kitty» (??????, или «Har? Kiti»), под которым беленькую Китти теперь знает весь мир. В то время среди японских девочек была весьма популярна английская культура (в частности, знаменитая сэйлор-фуку также частично заимствована у англичан) и в качестве имени для кошечки предлагалось «Kitty White» - по имени одной из кошек Алисы из книги Кэрролла – но этот вариант, как мы теперь видим, отвергли. Сначала Китти появилась на открытках и прочих мелочах, но первым товаром, принесшим «Sanrio» и Китти бешеную популярность, стал простой кошелёчек, который до такой степени пришёлся по душе покупателям, что компания решилась на «окошачивание» других – самых разнообразных – товаров.

В определённый момент «Sanrio» столкнулась с падением продаж – на дворе стоял 1977 год и покупатели всё чаще жаловались, кто Китти всегда одна и та же и какая-то неживая. Действительно, до этого момента Китти всегда изображалась в одной позе – мордочка смотрит на зрителя, а туловище повёрнуто боком, и была одета в один и тот же синий комбинезончик. Кроме этого, вокруг фигурки обводился толстый чёрный контур.

Покупателям приелась эта «одинаковость» и компания «Sanrio» в лице дизайнера Ямагути Юко – «мамы» Китти – решилась на изменение сложившегося образа. Чёрный контур убрали и мордочка киски стала выглядеть более «пушисто», плюс Китти стала появляться в других нарядах и с разными предметами в лапках. В частности, фурор вызвало появление Китти в 1985 году с плюшевым медвежонком в лапках – теперь покупатели ещё больше уверились в том, что она «живая» и «настоящая».

Возможно, причина популярности Китти кроется в её нестандартном внешнем облике: маленькое туловище, крупная головка, ушки торчком, глазки-бусинки и носик кнопочкой, но при этом Китти традиционно изображают, шьют, рисуют, лепят и чего-только-не-делают безо рта. Пожалуй, в Японии именно эта «незавершённость» и позволила маленькой белой кошечке пробраться в людские сердца – каждому казалось, что у одной и той же Китти своё и совершенно особое выражение «лица». К тому же, так оно, в принципе, и было: если владелец был счастлив, то ему казалось, что Китти тоже счастлива; если, наоборот, в жизни случались неурядицы, то ему казалось, что плюшевый котёнок приободряет его. Именно эта всеохватность буквально всех целевых аудиторий возвела Китти на пьедестал, с которого она уже никуда не денется.

Так для Китти постепенно придумали целый мир, в котором у неё есть свои друзья. Помимо друзей у Китти есть сестра-близнец – Мими (Mimmy). Также была определена важная дата – день рождения Китти – 1 ноября 1974 года. Её родителями являются Джордж Уайт и Мэри Белл, а живёт Китти в пригороде Кэмбриджа. Её любимой едой является яблочный пирог, испечённый мамой, а любимыми словами – «дружба», «лучший» и «kawaii», то бишь «миленький».

Ростом Китти совсем малышка и может сравниться с пятью поставленными друг на друга спелыми яблоками, а весом и того меньше – всего три яблочка нужно положить на вторую чашу весов, чтобы стрелка стояла ровно посерёдке.

Китти хорошо печёт печенье и пирожки для друзей, любит ходить по магазинам для друзей и с друзьями тоже, покупая различные вещи, а ещё она неплохо играет в теннис. Китти любит путешествовать, читать, слушать музыку и кушать вкуснющее печенье, которое печёт её сестрёнка Мими. Ещё Китти любит заводить друзей и попадать в увлекательные приключения. Китти хорошо учится в школе и её любимыми предметами являются музыка, изобразительное искусство и чтение. Также киска любит коллекционировать различные маленькие штучки, например, вкусности, звёздочки, золотых рыбок и т.п.

Помимо друзей и семьи у Китти есть друг под именем Dear Daniel. Этого котика дизайнеры «Sanrio» изобрели в 1999 году, а имя плюшевой игрушке дал одноименный персонаж фильма «Мелодия» (1971), которого играл Марк Лестер.

Далее, в 2004 году у Китти – как это ни странно – появляются собственные питомцы – кошечка Charmmy Kitty и хомячок Sugar. Charmmy Kitty очень похожа на саму Китти, но в ней куда больше кошачьего, чем в главной героине. Кошечку Китти подарил её отец Джордж, а хомячка – Дэниэл.

В 1976 году была выпущена первая детская книжка с картинками «Hello Kitty», после чего выпуски стали регулярными, а в начале 80-х гг. появился первый детский журнал, посвящённый Китти, не забыли и про мультипликацию – Китти неоднократно появлялась на телеэкранах в коротеньких сериалах.

Помня, что желание клиента – закон для продавца, дизайнеры «Sanrio» старались изо всех сил, одевая своё сокровище в самую различную одежду и создавая для неё самые различные аксессуары: у Китти появились свои школьные принадлежности и вещи для дома. Покупатели же могли наслаждаться огромным выбором товаров с Китти – с канцтоваров, фотоаппаратов, компьютеров, детской одежды, кредитных карточек – отовсюду смотрела белая кошачья моська. Особенной популярностью пользовались часы с Китти, выпущенные в 1980 году. Пожалуй, нет изображения Китти только на алкогольных напитках, колюще-режущих предметах и оружии – игрушечном или настоящем, без разницы. Это-то и понятно – как может такое доброе и милое существо «красоваться» на стволе танкового пулемёта или бутылке виски? Хотя, помнится, США на своих самолётах рисовали персонажей из мультфильмов Диснея, поддерживая, таким образом, боевой дух своих солдат.

Кстати, о Штатах. Завоевав рынок в Японии, «Sanrio» всерьёз задумалась о мировом рынке и начать решила с США, где в итоге использовалась по сути та же стратегия, что и на родине Китти, но американским детям предлагались более «активные» игрушки и немного был изменён дизайн. Китти также стала почётным послом ЮНИСЕФ (детский фонд ООН) и потихоньку стала пробираться в практически каждый магазинчик в Штатах.

Затем какое-то время всё шло хорошо и замечательно, пока компании не стало ясно – темпы роста продаж замедляются, а значит, пора что-то снова менять. На этот раз создатели Китти решились на продвижение своего бренда в более взрослые области, т.к. было замечено, что Китти нравится не только маленьким девочкам, но и девушкам, и взрослым женщинам, которые, однако, нередко стеснялись проявить свою любовь к игрушкам, боясь, что окружающие сочтут их совсем маленькими девочками. Новое решение было крайне мудрым: девочки вырастали, превращались в девушек, затем становились взрослыми женщинами, но Китти по-прежнему сопровождала их на жизненном пути. «Взросление» Китти началось примерно в 1987 году и, хотя большая часть товаров с ней была из области продуктов питания, одежды и канцтоваров, появились автомобили и компьютеры, оформленные в «кошачьем» стиле, а Китти окончательно проникла во все сферы жизни в Японии.

За рубежом выйти на новый уровень у бренда «Hello Kitty» получилось с помощью звёзд Голливуда: мировые знаменитости рассказывали о том, как им нравится эта игрушка, носили украшения от «Hello Kitty», брали её с собой в путешествия и т.п. Среди знаменитых «кошатников» были замечены: Рики Мартин, Мэрайя Кэрри, Хайди Клум, Стивен Тайлер, Кристина Агилера, Кармэн Электра, Мэнди Мур, сестрички Хилтон и Росс Мэтьюс.

Японские звёзды также не обошли вниманием белую кошечку – да и как такое было бы возможно? В частности, сообщалось, что предполагается слияние бренда «Hello Kitty» и знаменитой японской певицы Аюми Хамасаки (Ayumi Hamasaki) – считалось, что вместе они смогут создать совершенно нового персонажа в мире «Hello Kitty». Вроде как Аюми должна была стать прообразом для «Ayu-Pan», или Панды Аюми, у которой практически такие же большие глаза, как и у самой певицы. В настоящее время никаких новостей касательно проекта «Ayumi Hamasaki x Hello Kitty» нет. Точно также неизвестно, выйдет ли обновлённый ко-бренд за пределы Азии.

Позднее Китти и Аюми участвовали в рекламных кампаниях двух крупнейших корпораций в Японии: первой компанией была «ASH & DIAMONDS», известный дизайнер ювелирных изделий и аксессуаров, а второй – не менее известная фирма «Panasonic», которая, думаю, в пояснениях не нуждается.

Вместе с «ASH & DIAMONDS» Аюми и Китти рекламировали новый ремешок для сотового телефона с символикой «Hello Kitty» и инициалами Аюми, выполненными на выбор из золота или серебра. Вместе с компанией «Panasonic» была выпущена линейка фотоаппаратов LUMIX с аналогичной символикой. Новые фотоаппараты были доступны только членам фан-клуба Хамасаки «TeamAyu».

Теперь товары с «Hello Kitty» не считаются исключительно детскими и можно встретить, к примеру, свадебное платье с соответствующей символикой или ювелирные изделия. А ведь всё начиналось с простого кошелёчка, который стоил всего 240 йен за штуку. Но теперь Китти украшает свыше 22 тысяч самых различных товаров и приносит «Sanrio» миллиард долларов ежегодно (фактически это половина вообще всей прибыли компании). И что бы это всё значило? На самом деле всё просто: столь внушительные суммы означают, что люди по-прежнему любят Китти, и, наверное, можно с определённой степенью уверенности утверждать, что «Hello Kitty» будет всегда. Во всяком случае, до тех пор, пока людям будет нужно что-то тёплое и доброе, пока будут нужны улыбки и детский смех. Благо у основателя «Sanrio» есть, кому оставить свой бизнес: сам Синтаро является президентом и председателем правления компании, его сын Кинихико ведёт повседневное управление фирмой, ну и подрастает следующая смена – внук Синтаро почти совсем взрослый и, думаю, он с радостью унаследует дело своего деда и отца, как же он может отказаться, ведь самое лучше на свете это дарить людям радость.